Чем вызвана эмоция страха у детей?

Возможно, эмоция страха занимает самое значительное место в эмоциональной жизни дошкольника. Этот печальный факт подтверждается столь же печальной статистикой: достаточно сказать, что дошкольный возраст — это возраст наиболее частого проявления этой эмоции в сравнении со всеми другими возрастными периодами в жизни человека. Так, по данным современного детского психиатра и психотерапевта А. И. Захарова, среднее число разных видов страхов у мальчиков-дошкольников составляет 8,2, а у девочек — 10,3. При этом наибольшее число переживаемых страхов приходится на старший дошкольный возраст: 9 в сравнении с 8 страхами у младших дошкольников-мальчиков и 11,1 и 8 страхов — у девочек. Для сравнения: в школьном возрасте среднее число страхов у мальчиков — 6,9, а у девочек — 9,2. Таким образом, дошкольный возраст наиболее уязвим в отношении проявления страховой симптоматики.

Какие же страхи чаще всего испытывают дети в этом возрасте?

В таблице 2 представлены данные о распределении страхов по результатам исследований А. И. Захарова.

Таблица 2

Страхи у детей дошкольного возраста, % от общего числа опрошенных

Страхи

Мальчики

Девочки

Страх смерти родителей

53

61

«< пожара

49

58

«< смерти

47

70

«< войны

44

65

<« нападения

43

57

<« глубины

41

53

«< сказочных персонажей

40

55

«< стихии

37

44

«< животных

35

48

«< боли

32

35

«< темноты

26

14

«< одиночества

19

27

«< замкнутого пространства

10

14

Чем вызвана эмоция страха у детей?

К наиболее значимым причинам возникновения страхов детей принято относить те, которые имеют природное и культурное происхождение. Природными стимулами страха могут быть боль, высота, чье-то внезапное приближение или изменение ситуации, одиночество, незнакомые ситуации в целом, поскольку все они являются потенциально опасными для жизни человека. Среди названных причин некоторые, например одиночество, являются наиболее глубокими и важными причинами страха. По мнению английского психолога Джона Боулби, это обусловлено тем, что вероятность переживания ситуации как опасной в детстве или в старости значительно возрастает при одиночестве. «Одиночество, так же как и размышление, превращает нас в трусов» (Дж. Боулби).

Другая причина по которой возникает эмоция страха у детей дошкольников связана с боязнью разлуки с родителями. Пик тревожного предчувствия разлуки приходится на полуторагодовалый возраст, а к трем годам оно ослабевает. Однако на протяжении всего младшего дошкольного возраста боязнь разлуки с родителями остается значительной и исчезает лишь перед самой школой. Причина этой тревоги состоит в предчувствии ребенком возможности столкновения с незнакомыми людьми и обстоятельствами. Любая неопределенность, как известно, вызывает тревогу. И чем неожиданнее расставание, чем меньше ребенок готов к нему, тем сложнее ему адаптироваться: его пугает неизвестность.

Секреты психологии

«… Многих стрессовых ситуаций просто невозможно избежать. Время от времени дети должны справляться с грузом рядовых событий, таких как рождение брата или сестры, переезд в новый дом или необходимость посещать детский сад, равно как и с сильными, хотя и более редкими стрессами, вызванными, например, смертью близких, разводом родителей или стихийными бедствиями. В этих условиях родители и учителя должны пытаться достичь следующих целей…

1. Научиться распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей.

2. Обеспечить детям теплое, надежное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.

3. Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, так как с разделенной бедой справиться легче.

4. Не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению, такому как желание пососать палец, закутаться в одеяло, поприставать с пустяками или посидеть на коленях.

5. Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им все необходимые объяснения».

Г. Крайг

Причины страха у детей

Перечень культурных причин страха столь велик, что перечислить их невозможно. Значительная часть культурно обусловленных страхов так или иначе связана с семьей. Это и неполный состав семьи, и выраженное доминирование кого-либо из родителей, конфликтные отношения между ними, количественный состав семьи и т.д.

Особая роль в возникновении страхов у детей младшего дошкольного возраста (три — пять лет) принадлежит родителям. Обусловлено это следующими обстоятельствами.

Во-первых, именно на этот возраст приходится неосознанное эмоциональное предпочтение родителя противоположного пола. Нормальное протекание данной стадии способствует формированию у детей полоролевого поведения. Если же у детей в этом возрасте существуют конфликтные отношения с родителями противоположного пола, если родители недостаточно эмоционально отзывчивы, это приводит к возникновению у детей беспокойства, тревоги и страхов.

Частые смены настроения и детские капризы нередко выступают как средства привлечения к себе внимания родителей противоположного пола. Фиксация (застревание) детей на этой стадии может стать причиной многих проблем во взрослой жизни, например в браке, во взаимоотношениях с другим полом.

Другая причина, объясняющая повышение роли родителей в эмоциональном развитии ребенка, состоит в том, что в возрасте три — пять лет у него интенсивно развиваются такие чувства, как любовь, сострадание и сочувствие к обоим родителям. При этом любовь детей к родителям в этом возрасте безусловна и поэтому, пишет А. И. Захаров, «родители должны хорошенько подумать, прежде чем употребить такие фразы, как "я не люблю тебя", "я не буду с тобой дружить", поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми в три — пять лет и приводят к возникновению беспокойства».

Источник: medmoon.ru