Чем вызван страх одиночества у ребенка

Страх одиночества — глубинный человеческий страх, свойственный всем людям. Главная задача родителей — не усугубить этот страх до патологических размеров. Если ваш ребенок хочет побыть один, предоставьте ему такую возможность. Если он один боится, обеспечьте ему чувство безопасности, например пообщайтесь с ним. Грубой воспитательной ошибкой является попытка родителей заставить ребенка самостоятельно изжить страх. Даже если ребенок перестал демонстрировать вам свою боязнь, вовсе не значит, что он перестал бояться. Это скорее всего связано с нарушениями в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Как отмечает А. И. Захаров, наиболее типичной триадой страхов в младшем дошкольном возрасте являются одиночество, темнота и замкнутое пространство. Ребенок боится спать один в комнате, он требует чьего-либо присутствия, чтобы в комнате горел свет, а дверь была приоткрыта. В противном случае ребенок беспокоен и долго не может уснуть.

Чем вызван страх одиночества у ребенка?

Период раннего дошкольного возраста — время интенсивного эмоционального развития ребенка. Именно этим объясняется плотность связей между различными страхами. Малейшие изменения в проявлении какого-либо страха сразу же находят отклик в многообразной страховой симптоматике ребенка. Ребенок легко пугается, сердится, расстраивается, равно как и радуется, веселится и заинтересовывается. По мере же познавательного развития число связей между различными страхами и их плотность начинает уменьшаться, а эмоциональные реакции становятся все более независимыми друг от друга.

К числу наиболее значимых в младшем дошкольном возрасте А. И. Захаров относит страх одиночества у ребенка, а также страхи нападения и боязнь сказочных персонажей. При этом подчеркивается особо значимая роль страхов одиночества и нападения. По мнению автора, «ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами». Тем самым вновь подчеркивается роль родителей, особенно отца, в поддержании эмоционального благополучия ребенка. Отец для ребенка выступает в качестве защитника от угрожающих ему чудовищ. Отсутствие отца либо нормальных эмоциональных связей между ним и ребенком приводит к тому, что «тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера» (А. И. Захаров).

Нередко родителей тревожит плохой сон детей, их частые пробуждения из-за кошмарных снов. Иногда ребенок боится уснуть в преддверии появления страшных снов.

Страшные сны у детей

По данным А. И. Захарова, наиболее частыми персонажами ночных кошмарных снов детей являются сказочный Волк, Баба-яга, а также не менее известные Кощей, Бармалей, Карабас-Барабас. Интересно, что наиболее часто страхи этих «героев» отмечаются у мальчиков в возрасте трех лет, а у девочек в четыре года. По этому поводу автор пишет, что «перечисленные сказочные чудовища в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в этом возрасте чувств любви, жалости и сочувствия».

Наряду с этим, по мнению А. И. Захарова, главные персонажи детских страшных снов выполняют еще и функцию психологической защиты. Они возникают у детей, эмоционально привязанных к родителям, но не получающих в ответ на это адекватной эмоциональной реакции с их стороны. Отношение таких родителей к любящим их детям бывает не только недружественным, но даже агрессивным.

Защитная функция состоит в том, что страхи перед Бабой-ягой или Кощеем как бы вытесняют все отрицательное, что есть в родителях, и в какой-то мере нейтрализуют конфликт ребенка с ними. В подобных ситуациях сам факт появления такого страха является единственным индикатором наличия конфликта между ребенком и родителем.

Конфликт подобного рода может проявить себя впоследствии, например в подростковом возрасте. Нередко тревожно-мнительные черты характера подростков в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, безынициативности и скованности в общении со сверстниками есть следствие отсутствия эмоционального контакта трех — пятилетнего ребенка с родителями, отстраненности родителей в воспитании детей.

Страхи ребенка вызванные дефицитом родительского внимания

Вряд ли кто-то будет оспаривать роль семьи в воспитании ребенка. Однако многие родители, соглашаясь с этим тезисом, не всегда отдают себе отчет в возможных психологических последствиях дефицита родительского общения с детьми. Многие из нас сетуют на увеличение детского периода в жизни человека, что проявляется в неспособности молодых людей найти себе место во взрослой жизни, в жизни общества в целом. Практически все дети, став взрослыми, хотят заниматься своим собственным делом, однако часто не знают, какое это дело и как им надо заниматься. Но даже тогда, когда такое дело находится, работа не приносит удовлетворения и интерес к ней быстро угасает.

Подобные факты оторванности молодежи от настоящего дела и других людей можно объяснить феноменом отчуждения. Корни отчужденности лежат в особенностях современной семьи, в частности дефиците родительского общения (особенно отцовского). Американский психолог Ури Бронфенбреннер приводит поучительный пример, демонстрирующий дефицит отцовского общения с ребенком. Отвечая на вопрос о времени общения с годовалым ребенком, сами отцы отмечали, что оно составляет 15–20 минут в день. Однако специальное исследование показало, что это время преувеличено во много раз: общее число контактов в день американских отцов с годовалым ребенком составляет в среднем 2,7 раза, а их средняя продолжительность — всего 37,7 секунды. Таким образом, общая продолжительность общения с малышом составляет менее 2 минут в день!

Таким образом, игнорируя общение с ребенком, родители провоцируют возникновение страхов. Последствия родительской холодности будут сопровождать ребенка многие годы: это страхи, тревожность и мнительность, чувство одиночества и покинутости, неумение быть самостоятельным и отвечать за себя и близких и т.д.

Источник: medmoon.ru