Как происходит становление системы мотивов ребенка

Становление определенных мотивов и как следствие произвольной регуляции происходит под мощным воздействием эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Отрывать эти процессы друг от друга нельзя. И это понятно: отрицательные эмоции (плохое настроение, ощущение ребенком своей ненужности и др.) затрудняют процесс познания, положительные же, наоборот, стимулируют его. В свою очередь тяга к познанию, интерес ребенка к чему-либо тем выше, чем ярче положительный эмоциональный фон. Хотя границы влияния познавательной и эмоциональной сфер определить достаточно сложно, в дальнейшем, как правило, одна из них будет оказывать преобладающее воздействие на формирование направленности личности. (Вспомним, как об одних людях говорят: «он действует в зависимости от настроения (под воздействием импульса)», а о других — «он опирается на логику».) Не случайно Альфред Адлер считал, что именно в этом возрасте складывается так называемый стиль жизни человека. Конечно, говорить о сложившейся направленности личности дошкольника невозможно, но очевидно, что предпосылки для ее становления оформляются именно в этом возрасте.

И все же, почему так важно формировать систему мотивов именно в возрасте трех — пяти лет? Некоторые родители будущих первоклассников обеспокоены застенчивостью своих детей, или их агрессивностью, или вспышками гнева: как ребенок с такими качествами будет успевать в школе? Каковы причины, которые привели к закреплению определенных черт в поведении ребенка? Дело в том, что все нежелательные проявления связаны с незрелостью системы мотивов, Я-концепции и в конечном счете произвольной регуляции. Другими словами, если ребенок в положенное время не научился управлять своим поведением, определять основные приоритеты в своей деятельности, строить отношения со взрослыми и сверстниками, сделать это в дальнейшем будет гораздо труднее.

Как происходит становление системы мотивов ребенка?

У каждого возраста свои задачи, и наслоение нерешенных задач на новые, более приоритетные, приводит к торможению какой-либо из сфер развития ребенка. Так, несамостоятельность влечет за собой трудности в организации своей деятельности, неумение общаться со сверстниками приводит к проблемам адаптации в новом коллективе, недостаточно сформированный самоконтроль сказывается на качестве усвоения ребенком учебной программы и т.д.

Старший дошкольник уже прошел становление системы мотивов ребенка и способен четко осознавать движущие его поведением мотивы, то есть, попросту говоря, может объяснить, почему он поступает так или иначе, что стоит за его действиями или намерениями. Эта способность также берет начало в более ранний период, то есть в три — пять лет.

Разговор об умении управлять своим поведением был бы неполным, если бы мы не коснулись еще одной категории — нравственной. Ребенок, усваивая нормы и правила среды, в которой живет (играет, общается, учится), выстраивает определенную шкалу ценностей: это можно, а это нельзя, так принято поступать, а так — нет и т.д. В три — пять лет «можно — нельзя» еще достаточно подвижны, и именно этим объясняется «безнравственное» поведение ребенка. Но пройдет немного времени, и деления на шкале станут относительно стабильными и последовательными: ребенок достаточно четко усвоит причинно-следственную связь своих поступков. На шкале появится деление «надо», которое будет свидетельствовать о понимании ребенком категории «я должен». Вершиной этого процесса станет формирование такой нравственной инстанции, как совесть, — одной из движущих сил развития личности.

Когда проявляется совесть у ребенка?

Голос совести — этот внутренний голос власти — формируется под действием внешнего голоса власти, принадлежащего близкому окружению ребенка: родителям, воспитателям, другим значимым людям. Первые шаги становления этого внутреннего голоса (раннее детство и младший дошкольный возраст) связаны как со страхом наказания, откуда бы оно ни исходило, так и с образцами поведения взрослых, той системой их нравственных ценностей, которую они передают ребенку своим поведением, словами, жестами.

По мере взросления и становления Я-концепции поведение все меньше мотивируется страхом перед возможным наказанием, ребенок все чаще обращается к образу собственного Я. Доминанта «я должен» постепенно заменяется доминантой «мне следует». А это уже новый уровень развития произвольности.

Источник: medmoon.ru