Анкеты для родителей

Анкета для детей

Цель: выявить проблемы в семье.

1.Чем ты порадуешь маму?

2.Чем ты порадуешь папу?

3.Чем огорчишь маму?

4.Чем огорчишь папу?

5.Кому сделаешь сюрприз?

6.По кому будешь скучать, если надолго уедешь?

7.Папа не разрешает тебе идти гулять, что ты будешь делать?

8.Как тебя наказывают родители?

9.Чтобы ты хотел изменить в своей семье?

Анкета для детей. «Семья глазами ребенка».

Цель: определить стиль общения и воспитания в семье.

Вопросы

С кем ты живешь?

Тебе нравится проводить время дома? Хочешь ли ты быстрее пойти домой?

Твои родители часто разговаривают с тобой?

Как они разговаривают — ласково или ругаются?

Тебе спокойно дома? Не страшно?

Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает?

Если ты что-то сломал, мама поможет тебе или будет ругаться? А папа?

Если ты захочешь новую игрушку или киндер-сюрприз, родители сразу их покупают?

Что ты больше всего любишь делать в субботу или воскресенье?

Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или нет?

Когда ты ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения и воспитания присущ семье.

Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье»

Цель: определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты, наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

1) очень хорошими

2) хорошими

З) не очень хорошими;

4) плохими;

5) не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да; 2) не совсем; 3 ) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

1) Ежедневно;

2) по выходным дням;

3) редко.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

1) Решаете сообща жизненные проблемы;

2) занимаетесь семейным бытовым трудом;

3) работаете на приусадебном участке;

4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5) обсуждаете вопросы учебы детей;

б) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

7) каждый занимается своим делом;

8) допишите…

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

1)да; 4) редко;

2) часто; 5) не бывают.

З) иногда;

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) Непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

4) разногласиями в вопросах воспитания детей;

5) злоупотреблением алкоголем;

6) другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1) Примирение;

2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

3) прекращение конфликтов на некоторое время;

4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10) Как реагируют дети на семейные конфликты?

1)Переживают, плачут;

2) становятся на сторону одного из родителей; пытаются помирить;

3) уходят из дома;

4) замыкаются в себе;

5) относятся безразлично;

6) становятся озлобленными, неуправляемыми; пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что Вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

Опросник для родителей.

Инструкция: Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1.Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.

2.Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

3.Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.

4.Современные школьные программы чересчур сложны.

5.Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6.Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7.Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

8.Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

9.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10.Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

11.В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12.За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13.Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14.Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

15.Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Анкета для родителей «Метод воспитания»

Цель: выявить у родителей методы воспитания ребенка.

Можете ли вы:

• В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

• Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

• Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

• Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?

• Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

• Поставить себя на место ребенка?

• Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

• Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

• Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

• Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

• Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

Варианты ответов:

А — могу и всегда так поступаю — 3 балла.

В — не могу — 1 балл.

От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания — кнут и пряник.

Менее 16 баллов — у вас нет педагогических навыков воспитания ребенка.

Тест для родителей «Стратегия семейного воспитания».

Уважаемые родители, с помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей

как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей

интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит

за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Анкета для родителей.

Цель: выявить уровень знаний о ребенке.

1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?

3.Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?

5.Является ли Ваш ребёнок "кумиром семьи"?

6.Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные "Почему"?

8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

10.Решаете ли вы с ним его проблемы?

Тест «СЕМЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА»

Каждый человек проходит свой путь развития. Выделим, например, следующие этапы развития человека:

I. 0—3 года.

II. 3—5 лет.

III. 6—10 лет.

IV. 11—14 лет.

V. 15—17 лет

ЗАДАНИЕ

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее вли­яние?

Чему вы научились?

В конце работы следует обсудить полученные результаты.

Тест: «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье»

Что вы знаете о важности следующих факто­ров, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-».

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Да

Нет

1. Планирование беременности

2. Ожидание ребенка определенного пола

3. Постоянство материнской заботы

4. Режим питания

5. Наказания

6. Поощрения

7. Стиль воспитания в семье

8. Порядок рождения ребенка в семье

9. Имя ребенка. В честь кого его назвали

С помощью этой таблицы психолог анализиру­ет приведенные факторы, обсуждает их с родите­лями, организует исследование.

Исследование: «Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка? Каким образом?»

Для проведения исследования родители делят­ся на группы: группа «младших», — «старших», «средних», «единственных» детей.

После групповой работы проводится обсуждение результатов.

Задание: «Опишите особенности характера единственного, старшего, среднего и млад­шего ребенка в семье».

Тест: «Хвалить самого себя — нескромно?»

1. Как часто вы себя хвалите?

2. Нравится ли вам, когда вас хвалят?

3. За что можно хвалить?

4. Легко ли вам себя хвалить?

5. Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

— Вспомните свою жизнь,

— каждое свое достижение,

— любые, даже скромные заслуги,

— каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться,

— людей, которым вы помогли,

— вспомните события, которые без вашего учас­тия приняли бы другой оборот.

Что вы чувствуете?

Расскажите о своем отношении к высказыва­ниям, подтвердите примерами из жизни.

Ребенка хвалят — он учится быть благород­ным.

Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

Ребенка поддерживают — он учится ценить

себя.

Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

Тест «Хорошие ли вы родители?»*

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отноше­нию к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если ре­бенок вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, пред­ставляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Устоять против детских слез, если вы уверены, что это ка­приз, мимолетная прихоть?

Ответы:

Да, я всегда поступаю так — 3 балла. Да, но не всегда поступаю так — 2 балла. Не могу — 1 балл.

Сумма от 24 до 33 баллов. Это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь понять его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее про­грессивных принципов воспитания и постоянной линии пове­дения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 14 до 24 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспи­тателя, но на практике не всегда применяете их целенаправленно. Порой вы чересчур строги, иногда излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитатель­ный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подхо­дом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 14. У вас серьезные проблемы с воспита­нием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стрем­ления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»

(Э. Бине)

Цель: определение позиции ребенка по отношению к семье.

Материал: 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, «Никто».

Проведение теста:

1. Выяснение, кто составляет семью ребенка: «Расскажи о лю­дях, которые живут с тобой в доме, или расскажи о людях, кто входит в твою семью».

2.Инструкция: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую при­творную игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи».

Ребенок выбирает членов своей семьи и самого себя.

«В нашей игре будет еще одна фигура, это господин «Ни­кто». Здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них написано, а ты поло­жишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание никому не подходит, ты отдашь его «Никому».

Чтение карточек.

Вопросы теста

Положительные чувства, исходящие от ребенка.

1.думает, что ты хороший. Кто хороший?

2.любит тебя. Кто любит.… ?

3… нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нра­вится играть.… ?

4.любит целовать тебя. Кого любит целовать.… ?

5— любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть.… ?

6… нравится быть твоим малышом. Чей малыш.… ?

I… … любит играть с тобой. С кем любит играть.… ?

8… нравится гулять с тобой. Кто должен брать.… на про­гулки.… ?

Отрицательные чувства, исходящие от ребенка.

9..… думает, что ты непослушный. Кто непослушный?

10… … не любит тебя. Кого не любит.… ?

II… … думает, что ты плохой. Кто плохой?

12… … хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшле­пать.… ?

13… … хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать.… ?

14… … ненавидит тебя. Кого ненавидит.… ?
15… думает, что ты гадкий. Кто гадкий?

16. Ты злишь.… Кто злит.… ?

Положительные чувства, получаемые ребенком.

17. Ты любишь играть с.… Кто любит играть с.… ?

18. Ты любишь целовать.… Кто любит целовать.… ?

19. Ты улыбаешься.… Кто улыбается.… ?

20. Ты даешь.… почувствовать счастливым. Кто делает.… счастливым?

21. Ты любишь обнимать.… ? Кто любит обнимать.… ?

22. Ты любишь.… ? Кто любит.… ?

23. Ты милый с.… Кто мил с.… ?

24. Ты думаешь, что.… — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает, что — милый мальчик (девочка)?

Отрицательные чувства, получаемые ребенком.

25. Ты шлепаешь.… Кто шлепает.… ?

26. Ты делаешь.… грустным. Кто делает.… грустным?

27. Ты бранишь.… Кто бранит.… ?

28. Ты доводишь.… до слез. Кто доводит.… до слез?

Оформление результатов: Обработка состоит в за­писи номеров вопросов в соответствующих клеточках и сумми­ровании количества вопросов, которые были присвоены каждо­му человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько «каждого вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.