​Как нас воспринимают люди во время общения?

Польза и вред стереотипов

Наше первое впечатление во многом основывается и нас стереотипах. Стереотипом называют — это устойчивый образ или мнение, присущее той или иной группе людей. Отчасти, стереотипы нужны нашему сознанию — чтобы быстро ориентироваться в обстановке, быстро реагировать на ситуацию. Ведь пока мы не классифицировали встреченный объект, не нашли ему места в какой-то известной нам группе, то мы не знаем, как себя вести с ним.

Представьте себе красивую, дорого одетую и свободную в общении женщину. Нет сомнения, что большинство мужчин, которые принадлежат к более низкому социальному слою, воскликнут «Стерва!» на её счет. Стереотип гастарбайтера вызовет узбек, встреченный на улице Москвы. Увидев такого прохожего, мы скорее всего подумаем, что он приехал в Москву на заработки, работает на стройке или дворником, живет в комнате вместе с десятью соседями и не особенно хорошо относится к местным жителям. Этот образ накладывается нами на всех «узбеков», и равняет их всех под одну гребенку. При создании стереотипов совершенно не учитываются индивидуальные качества человека. И совершенно не исключено, что реальное же положение вещей может быть диаметрально противоположно тому, что вам предложит подумать стереотип.

Стереотип может касаться не только социальных, но и внешних факторов. Так, кто-то уверен, что все толстяки добрые, а все худые — нервные и злые. Носитель такого стереотипа заранее напрягается, когда общается с худыми людьми, и ощущает безопасность, когда контактирует с толстыми. Как правило, его собеседники ведут себя соответственно этому первоначальному импульсу, и при поверхностном общении подтверждают сложившийся у человека стереотип.

Стереотип — это всегда грубое обобщение. Человек, склонный к стереотипному мышлению все видит в черно-белых красках (в психологии это называется гало-эффектом). Так, женщина, потерпевшая неудачу в браке, утверждает, что «все мужики — сволочи и подлецы». На всех мужчин, которых она встречает, она смотрит через эту призму недоверия, и обычно находит подтверждение своим убеждениям. Позицию этой женщины может изменить только время или резкая встряска.

При создании стереотипов работает и так называемый «эффект ореола». Ореол заставляет нас думать, что, к примеру, пожилой доктор медицинских наук наделен свойством сострадания, как добрый Айболит. Высокий научный интеллект априори воспринимается нами как способность человека к выполнению благородных, социально значимых действий, хотя какое-то количество ученых работают над созданием смертоносных вооружений.

Еще один источник стереотипов напрямую связан с индивидуальностью каждого конкретного человека.

Отрицательные черты своего характера мы склонны приписывать другим людям. Тот, кто лжет и плетет интриги, уверен, что его постоянно обманывают. Легкомысленный человек видит в окружающих проявления легкомыслия. Добрый человек видит вокруг себя много добрых людей. Те же, кто призывают «по-волчьи выть», сами оказываются наипервейшими хищниками. Так набор стереотипов собеседника показывает нам его жизненные настроения.

При всей негативности стереотипов, приносят немало пользы. Так, стереотипы помогают человеку беречь силы. Если бы их не было, нам каждый раз заново приходилось бы создавать новый образ предмета, новую реальность, обучаться новым умениям. Стереотип делает мир чужой мир знакомым и привычным, более доступным и обжитым. Общение без стереотипов невозможно. Однако если основывать общение только на стереотипах, то оно тоже оказывается невозможным. Стереотип — это только первое приближение к пониманию другого человека, грубый эскиз.

В поверхностном общении мы основываемся на стереотипах, однако глубокому общению стереотипы противопоказаны. Стереотипы сужают рамки нашего восприятия, это своеобразные шоры у нас на глазах. Шоры надевают лошадям для того, чтобы они могли идти по шумной автостраде и не пугаться. Они видят, только то, что впереди и четче повинуются узде. Свои шоры-стереотипы мы сами вольны одевать и снимать с себя по своему усмотрению. В таком случае они превращаются в некую дополнительную свободу: хочу, хожу в шорах, хочу, без них.

Главное — сохранять власть над своими стереотипами, а не находиться в их власти.

Это правило применимо ко многим сторонам общения.

Так, представьте, что вы изучили книгу о семантике жестов. Быт может, теперь вы смотрите на жестикуляцию человека только с этой точки зрения, и в каждом чихе ищете глубокий смысл. Смешно и нелепо каждое почесывание затылка толковать как проявление сомнения. А может, у него просто зачесался затылок. Если у человека скрещены руки, то это отнюдь не всегда значит, что он не настроен общаться с вами — может быть, ему холодно, или он устал, или ему просто удобно так сидеть. При таком отношении к информации, она оказывается лишь очередными шорами, которые вы на себя надеваете

Живой человек в рамках стереотипа предстает некой условной фигурой, индивидуальность же его не передается.

Реально общение начинается со стереотипа, но не останавливается на нем, стремясь к более глубокому восприятию. Живое общение предполагает стремление к пониманию человека, его состояния, убеждений, желаний, и других составляющих его внутреннего мира.

Упражнения и советы. Составьте список своих стереотипов

Какие стереотипы у вас есть, связанные с внешним видом человека? Как часто вы смотрите на другого человека, ожидая определенных эмоциональных реакций, и не получаете их? Часто стереотипные мысли начинаются со слова "все" (все женщины — такие-то, все богатые люди — такие-то, все путешественники — такие-то и т.д...

Выделите позитивные и негативные стереотипы своего сознания. Попробуйте мысленно переписать и уточнить эти стереотипные утверждения — ведь они часто закрывают вам глаза и не дают видеть мир адекватно.

Просмотрите и свои эмоциональные стереотипы — привычки в определенных ситуациях вести себя так, а не иначе. Это может быть привычка злиться в очереди, или страх перед начальником, или бахвальство перед друзьями. Посмотрите, с какими телесными реакциями они связаны. После такой "деконструкции стереотипа" — разделения его на ментальную, эмоциональную и поведенческую части — попробуйте что-либо в нем поменять. Попробуйте отказаться от мешающей вам идеи, будто застрявшей в вас, настроиться на другую эмоцию и выдать реакцию — но не автоматическую, а сознательную (отказ от реакции в этом случае тоже может быть сознательной реакцией). После таких "разборок" структура стереотипа будет разрушаться и со временем он оставит вас.