​Как научиться понимать другого человека?

Настраиваемся на собеседника

Для того, чтобы общение было успешным и плодотворным, важно уметь правильно начать разговор. Точно сказанные слова, соответствующие контексту, задают атмосферу всего будущего общения. Первые фразы похожи на сонастройку инструментов оркестра.

1. Ритуал входа в общение. Такой ритуал существует во всех мировых культурах. Это может быть обмен формальными приветствиями, разговоры о погоде, обмен светскими остротами. Во время такого «символического общения» происходит настройка собеседников друг на друга. Мы пробуем эмоциональное состояние и энергетику друг друга, настраиваемся на схожие волны. Подстройка бывает самой разной. Например, по темам: мы закидываем удочки разговора в те озера, где нам интересно рыбачить, и проверяем реакцию собеседника. Если выяснится, что какие-то ваши интересы совпадают, то разговор об этом будет интересен обоим.

2. Чтобы общение было гармоничным, необходима сонастройка по позам и жестам: они должны в какой-то мере соответствовать друг другу. Если один из собеседников распахивает руки для объятий, а другой стоит, зажавшись, в максимально закрытой позе, то налицо какой-то дисбаланс. Закрытая напряженная поза в большинстве случаев говорит о нежелании общаться: человек как бы не принимает энергию партнера по общению, отказывается от нее. Может быть, он напуган чересчур мощным напором собеседника? Или ему холодно? В любом случае, излишне открытому человеку лучше тоже чуть-чуть прикрыться. На уровне поз и жестов общение похоже на парный танец: движения могут быть разными, но соразмерными друг другу — иначе возникает диссонанс.

3. Сонастройка по эмоциям — важный фактор не только в личном, но и в дипломатическом общении. Арабские языки, к примеру, априори предполагают эмоциональное общение. Говоря на арабском языке, дипломаты быстро входят в состояние конфликта, вражды, агрессии. Когда эта проблема была осознана, переговоры между арабскими странами часто стали вестись на английском языке, где хорошо выработана эмоционально нейтральная, дипломатическая лексика. И это действительно улучшило отношения между многими арабскими странами. При взаимодействии частных лиц этот принцип очень важен: если кто-то из партнеров по общению употребляет речевые обороты, которые неприятны собеседнику, то общение будет негатиным для одного из собеседников.

4. Настройтесь на собеседника по характеру речи: когда один из собеседников говорит на малопонятном сленге, представитель другой речевой культуры чувствует себя чужим, неуверенно.

Важна также подстройка по темпу речи. Обычно тот, кто говорит быстрее, воспринимается как оказывающий давление или как несерьезный человек. Если один говорит размеренно, а другой — запыхавшись, то возникает ощущение несогласованности общения.

Сонастройка подразумевает также слушание собеседника. Не только слышать, но и слушать: пытаться понять другого человека, относиться внимательно к его сообщению. Внимание должно быть направлено на собеседника, а не на изучение пейзажа за окном.

Действительно ли я слушаю, или жду своей очереди высказаться? Что мой владеет: интерес к человеку или вежливость? Когда нам все время хочется перебить другого и вставить словцо, или, дослушав, вернуться к своей мысли, то полноценного диалога не получается: получаются два прерываемых монолога. Люди не умеют слушать другого, потому что они поглощены собой. Вектор нашего внимания смещен на собственные интересы, а другие нам неинтересны в принципе. Очень хорошо об этой нашей черте сказал Пушкин: «Мы ленивы и не любопытны».

Однако многие взрослые люди вообще не умеют слушать: не только собеседника, но и себя самого. Слушать себя — это умение осознанно наблюдать себя, ловя свои глубинные состояния, то есть медитация. Качественное слушание предполагает знание и понимание: умение выделять главное и второстепенное в своих состояниях. Наше же слушание себя обычно превращается в самолюбование, или в самобичевание.

Когда мы не слушаем собеседника, мы наносим себе ощутимый вред. Не овладев всей информацией, мы имеем больше шансов допустить ошибку. Последствия ошибок всегда негативны. Кроме того, не слушая, мы воспитываем в себе привычку не слушать, отстраняться от информации. Это обычно приводит к остановке в развитии: исчезает обратная связь, и подсказки судьбы остаются незамеченными.

Советы и рекомендации.

Перед тем, как начать общаться, посмотрите на собственное состояние, на свою общую эмоциональную установку. Куда сейчас направлено ваше внимание, куда повернута энергия? Насколько гибко вы готовы воспринять другого человека, если он окажется в другом состоянии? Готовы ли вы изменить свое состояние, если это будет нужно? В первые моменты общения попробуйте настроиться на эмоции собеседника — так он будет вам более понятен и близок.

Старайтесь проявлять свое внимание к собеседнику через тело: повернитесь лицом к собеседнику, поддерживайте с ним визуальный контакт. (Оптимальным считается, когда слушающий смотрит на говорящего примерно две трети времени общего разговора.) В то же время следите за позой собеседника, и реагируйте на их изменение. Это может быть похоже на танец.

Слушайте не только то о чем говорит собеседник, но и то, как он говорит. Большую часть информации люди передают подсознательно через эмоции и позы во время речи. Будьте наблюдательны и гибки.